.
Задать
вопрос

Харитонов Александр Евгеньевич

Город - История - Архитектура - Ведущие профессионалы Нижегородской архитектурой школы - Харитонов Александр Евгеньевич

Харитонов Александр Евгеньевич

За последние пятнадцать лет не только его постройки, но и он сам стали одной из достопримечательностей города. Он был главным архитектором города не по должности, а по сути, Главным - в смысле лучшим, самым активным, самым влиятельным, самым популярным. Он определил центр того круга архитекторов-единомышленников, благодаря которым Нижний Новгород стал архитектурной столицей России..

Евгений Асс,
Вице-президент Союза московских архитекторов,
архитектурный критик

Александр ХаритоновРоль личности в истории имеет первостепенное значение. Это хорошо видно на примере А. Харитонова. Он имел замечательные профессиональные способности, которые умел сочетать с напряженной работой руководителя мастерской, проектного института, целого города.

С детства Александр с любовью занимался рисованием, окончил с отличием художественную школу, его работы представлялись на различных выставках. Тяга к искусству и привела его на архитектурный факультет ГИСИ. Здесь он и познакомился со своим сокурсником Евгением Пестовым. Со студенческой скамьи началась их дружба, которая переросла в творческое содружество в последующие годы. Судьба связала их на долго. Будучи еще студентами и А. Харитонов и Е. Пестов проявляли незаурядные способности в области рисунка, живописи, архитектурной композиции, архитектурном проектировании. Как и большинство представителей нашей прекрасной и многогранной профессии, А. Харитонов через всю свою жизнь пронес любовь к искусству и живописи. Он всегда с увлечением писал этюды. Отличное владение акварелью, гуашью, темперой позволяло ему во время отдыха и путешествий рисовать пейзажи, делать зарисовки и привозить серии живописных работ. Писал он всегда с удовольствием, очень свободно и уверенно. В его живописных работах все подчинено чувству единого, гармоничного целого и спокойного вдумчивого созерцания. Он легко достигал максимального лаконизма и обобщенности изображения, которое основывалось на предельно точном выявлении главного в природе. Постепенно в его работах определился индивидуальный творческий почерк. Живописное дарование несомненно помогало ему и при работе над архитектурными проектами.

А. Харитонов внимательно изучал современную отечественную и зарубежную архитектуру, увлекаясь профессиональными журналами, выставками.

Он сразу обратил на себя внимание архитекторов - педагогов своими студенческими проектами. Его курсовые проекты заслуженно получали наивысшие оценки. За его работами следил весь факультет. Своим талантом он оказывал влияние на товарищей по учебе. Студенты-однокурсники часто обращались за советом по творческим и графическим вопросам. Профессиональный авторитет А. Харитонова был всегда высок, начиная со студенческих лет.

Тема скульптурного кубизма получает воплощение и в его дипломном проекте здания Кукольного театра. В ярусной композиции из кубических объемов неожиданно появляются полуарки. Эта тема отдаленно напоминает театральные кулисы и оформление сценического проема. Здесь явно проявляются модернистские наклонности будущего зодчего.

После окончания института в 1973 году А. Харитонов по распределению попадает в Горьковгражданпроект в мастерскую КМ-1, которую возглавляет талантливый архитектор С. Тимофеев. В то время главным архитектором Горьковгражданпроекта был Б. Нелюбин. Этот ведущий проектный институт был для молодых зодчих следующей школой творческого и жизненного опыта. Из него вышло большинство известных ныне нижегородских архитекторов.

Работая в проектном институте, молодой архитектор овладевал практическим опытом проектирования и строительства, умением работать со смежниками. Совместная работа с людьми высокой общей и профессиональной культуры - архитекторами С. Тимофеевым. Б. Нелюбиным способствовала быстрому творческому росту. А. Харитонов и его однокурсник Е. Пестов первыми, вслед за своими учителями, выступили против упрощенчества, одномерности языка архитектуры. Начиная с середины 1970-х годов, на ежегодных смотрах-конкурсах молодых архитекторов России, появились проекты А. Харитонова. Их высокий уровень сразу привлек к ним внимание. Именно многочисленные конкурсы 1970- 1980-х годов и вывели А. Харитонова в лидеры нижегородской архитектуры.

Не прошло и года с начала работы в проектном институте, а у А. Харитонова начал реализовываться его первый проект - административное здание на Стрелке, а в 1975 году - первая очередь Кардиоцентра. Для многих его объектов этих лет характерна с одной стороны, простота архитектурных геометрических форм, с другой - эстетическое осмысливание образной стороны сооружения. Но при этом он всегда уделял внимание не только крупной форме, но и деталям. Александр всегда доводил идеи до реализации. Он всегда добивался высокого качества отделки, органической связи интерьера с архитектурой экстерьера.

Разносторонняя творческая деятельность А. Харитонова проявлялась и в проектировании, и в руководстве крупными коллективами, и в непосредственном участии в процессе строительства, всегда отмечалась наградами и дипломами. Несмотря на жесткие регламентированные требования 1970-х годов, он стремился достичь максимальной выразительности. Для него был характерен смелый выход за пределы трафаретов тех лет, что оказывало раскрепощающее влияние и на творческие искания коллег. Профессиональная интуиция всегда подсказывала интересную композицию и пропорции, а конкретная среда подсказывала пути к архитектурной форме. Образность как бы вырастала из городского окружения. См. основные реализованные и нереализованные проекты А.Е. Харитоонова.

По натуре своей Александр Харитонов - организатор, способный увлечь делом, сам действующий архитектор широкого профиля. Его характерные черты - принципиальный, требовательный руководитель, где надо жесткий и твердый, но при этом он всегда справедлив и объективен. Александр Харитонов со своим аналитическим умом четко формулировал идеи и концепции. Поэтому очень быстро началось его восхождение по служебной лестнице. Уже в 1986 году он был в должности главного архитектора института Горьковгражданпроект.

В числе первых творческих мастерских в 1992 году в Нижнем Новгороде появляется и мастерская А. Харитонова.
 

В сентябре 1993 года мастерская была перерегистрирована под двумя фамилиями- Харитонова и Пестова. Евгению он доверял как самому себе. Попасть в их мастерскую на работу - мечта каждого молодого архитектора в городе. Коллектив мастерской небольшой, но отличный во всех отношениях: Александр Харитонов, Евгений Пестов, две Наташи - Харитонова и Пестова, две верных подруги по жизни и творчеству, Сергей Попов - архитектор и энергичный менеджер, Ирина Варичева - опытный архитектор со стажем, и молодые архитекторы - Александр Зеляев, Ирина Капустина, Елена Павлова, Наташа Бобикова.

Все больше возрастает роль лидеров в профессиональной среде. С 1992 года главным архитектором города становится не формальный, а признанный лидер нижегородских зодчих - Александр Харитонов. Его деятельность на посту главного архитектора города (1992-1999 гг.) была успешной и плодотворной. Этому способствовала его эрудиция, умение точно и профессионально оценивать представленные ему проектные решения. У него был дар архитектурного критика. Чуткий ко всему новому в архитектуре, он был взыскательным руководителем, и не допускал никакой халтуры в работе. Должность главного архитектора помогла А. Харитонову осознать всю сложность городских проблем. Двойная ноша обогащала его, делала профессионально зрелым. В сознании большинства А. Харитонов остался, прежде всего, главным архитектором Нижнего Новгорода. Служение городу и архитектуре было смыслом его жизни.

Современная архитектура требует и консолидированного профессионального труда интеллекта. Эскизы, варианты, поиск единственно верного решения, споры и обсуждения - неотъемлемая часть творческой профессии. На градостроительных советах, председателем которых он являлся, Александр Евгеньевич внимательно изучал мнение участников общей работы, старался найти оптимальные варианты. Обладая высокой профессиональной эрудицией, он строго аргументировал замечания, сопоставлял их с мировым и личным опытом. Здесь вырабатывалась коллективная профессиональная позиция. В ходе дискуссии и обсуждений принимались поправки и замечания, которые способствовали дальнейшему совершенствованию проектов. Ощущая груз огромной ответственности на своих плечах, Александр Харитонов умело руководил градосоветом, грамотно решая многие вопросы, связанные с реалиями развития города. Каждый раз он находил новые подходы к решению архитектурных задач. Он обладал острым современным мышлением и чувством нового. Принципиальность, требовательность и взыскательность характерны для главного архитектора города.

Консультации с А. Харитоновым и дальнейшее согласование проекта на градосовете было очень важным и ответственным этапом для каждого проектировщика. Архитекторы из других Российских городов завидовали тому, что в Нижнем Новгороде архитектуру возглавляет не чиновник, а настоящий Мастер, получивший признание далеко за пределами нашей страны.

Влияние Харитонова на современную нижегородскую архитектуру, на архитектурное творчество этого периода весьма существенно. В начале 1990-х годов А. Харитонову удалось добиться запрета на строительство типовых панельных домов в историко-архитектурной заповедной территории, что положительно отразилось на сохранении наследия и формировании центра города.

А. Харитонов содействовал активности и массовому участию молодых архитекторов ежегодных профессиональных смотрах-конкурсах творчества и фестивалях зодчих России. Он заботился о престиже нижегородской архитектурной школы, привлекая внимание журналистов и критиков к достижениям нижегородских зодчих. С его подачи творчество нижегородских архитекторов стало предметом. многочисленных публикаций в периодической печати. В середине 1990-х годов в Нижнем стала выходить газета - "Биржа плюс свой дом", где еженедельно освещались архитектурные проблемы города, где сообщались вести с градосоветов. На суд общественности выносились проекты в историческом центре города. Стали устраиваться своеобразные выставки-отчеты ведущих архитектурных мастерских города - "Архотеки, организуемые нижегородским отделением Союза архитекторов совместно с нижегородским Центром современного искусства "Кариатида". "Архотека" - это и архив современной Нижегородской архитектуры и выставки, которые уже были показаны в Нижнем Новгороде, Москве, Казани. Киеве, Берлине, Тампере. Экспозиция "Архотеки" представляет собой яркие, характерные и выразительные постройки и проекты последних лет. Было организовано проведение ежегодного рейтинга лучших построек года, а также учреждена ежегодная премия городя за лучший проект и лучшую постройку года.

На Нижегородском телевидении появилась передача "Строй!', которая регулярно рассказывает об архитектурных событиях в городе.

В городе стали проводиться конференции по актуальным проблемам реконструкции исторического центра города, "круглые столы" и семинары с коллегами и критиками из других городов страны и из-за рубежа.

Заслугой А.Е. Харитонова стало и внимательное, почтительное отношение и авторству проектов. Его фамилия не всегда стоит в начале списка авторского коллектива, а иногда ее нет и вовсе, хотя большинство проектов в городе выполнялось при его консультации и его редакции. Наряду с архитекторами под фотографиями на выставках стали писать и имена инженеров-конструкторов, и заказчиков, и подрядчиков, осуществляющих строительство зданий, помогающих архитектору воплотить свой замысел в жизнь. Александр Харитонов умел убедить заказчика в необходимости точного исполнения архитектурного проекта. При этом заказчик и подрядчик становились как бы соавторами архитектора. Это всегда давало положительные результаты.

Харитонов - фигура, объединившая в своем творчестве и черты рационализма, и романтизма. Эти архитектурные идеи, новые для 1990-х годов, в частности, нашли воплощение в структуре, композиции и облике зданий банков, построенных с его участием в Нижнем. Кроме того, его творчество отличает любовь к лаконичным геометрическим объемам, сдержанное применение декора, создание сложных композиций, свободное владение приемами классицизма и модерна. Он всегда стремился внимательно проанализировать конкретную ситуацию, определить влияние окружения на проектируемый объект и предусмотреть тесное взаимодействие нового объема с этой средой. Очень серьезно А. Харитонов относился к авторскому надзору за строительством, не считался со временем, несмотря на занятость. Отсюда и высокое качество строительства, которым обычно не может хвастаться провинция.

В конце 1990-х А. Харитонов все чаще задумывается над путями развития современной архитектуры. Он внимательно следил за теми процессами, которые появлялись в европейской архитектуре. При этом он все более утверждается во мнении, что Нижегородская архитектура должна выбрать свой путь - путь своеобразия и самобытности. Он был глубоко убежден, что архитектура имеет будущее тогда, когда она опирается на свое прошлое и создает новое. Он остро ощущал свою ответственность за судьбу нижегородского зодчества.

Творчество А. Харитонова и Е. Пестова было высоко отмечено. В 1997 году им была присуждена государственная премия России в области архитектуры "За развитие региональной архитектурной школы в г.Нижнем Новгороде и создание в его центре административных зданий на ул. Горького, Фрунзе и банка "Гарантия" на ул. Малой Покровской". В 1997 году Александр Евгеньевич Харитонов был избран действительным членом РААСН. А. Харитонов и Е. Пестов - первые среди молодого поколения нижегородских зодчих были удостоены звания лауреатов Государственной премии в области архитектуры и зодчества. Это было важным событием для архитекторов города, и стало предметом нашей общей гордости.

В 1990-е годы они стали самыми строящими архитекторами города. Их творчеству принадлежит как жилые, так и крупные общественные здания с их представительностью и яркой индивидуальностью.

Возрождение архитектуры в Нижнем прежде всего связано с именем А. Харитонова. Организаторский талант А. Харитонова во многом способствовал консолидации нижегородских архитекторов. Его успехи окрыляли коллег. Фактически именно с его именем связано понятие " современная школа Нижегородской архитектуры". Это благодаря А. Харитонову нижегородские архитекторы осознали себя профессиональным содружеством. Успех А. Харитонова органично связан с коллективом профессионалов-единомышленников. Своим творческим трудом и талантом они вернули нам, жителям Нижнего Новгорода, чувство гордости за наш прекрасный город, который с каждым днем становится все краше.

Александр Харитонов погиб в расцвете творческих сил. Его смерть стала невосполнимой утратой для Нижегородской и Российской архитектуры. Он оставил в Нижнем Новгороде много прекрасных построек, которые пополнили каменную летопись города. Он был настоящим патриотом своего города. Харитонов осознавал предназначение архитектора и как созидателя и как хранителя культуры. Его творчество Общественная деятельность являлась частью жизни Александра Евгеньевича. Он был членом правления СА РСФСР и членом правления нижегородского отделения Союза архитекторов.

Должности, награды и звания остаются обычно для семейных архивов, а произведения, постройки остаются на десятилетия.

Творческое наследие А. Харитонова - построенные им лично и в творческом коллективе здания, которые стали настоящими памятниками архитектуры, а также долгая и добрая память его коллег и друзей о Зодчем, о Лидере.

Основные даты жизни А. Е. Харитонова
Основные реализованные и нереализованные проекты А.Е. Харитонова

Поделиться с друзьями:
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?

Регистрация


Логин:*
Пароль:*
Повтор:*
Эл. почта:*
ФИО:*
Адрес:*
Телефон:
* — обязательные для заполнения поля