.
Задать
вопрос

Исторический обзор ГАЗ

Город -Промышленность -Автомобилестроение -Исторический обзор ГАЗ

«Социальные проблемы работников Горьковского автомобильного завода в эпоху Н.С.Хрущева и основные пути их решения»

         Горьковский автомобильный завод, основанный в далеком 1932 году, по праву считается легендой советского, а теперь уже и российского автопорома. За долгие годы своего существования на нем был накоплен  бесценный опыт по решению различных технических, производственных, социальных и других задач. Вокруг автозавода сформировался целый район, который и по сей день играет одну из ведущих ролей в экономической жизни нашего города и региона.

         Период правления Н.С.Хрущева при рассмотрении данной темы  был выбран неслучайно. В 1950х-1960х годах страна уже оправилась от тяжелых последствий Великой отечественной войны, и автозавод усиленными темпами наращивал производственные мощности, переживая один из самых светлых периодов своей истории. В свою очередь, мощный экономический подъем вызывал ряд вполне закономерных проблем. Первая и самая основная – ему требовались высококвалифицированные рабочие кадры, что вызывало потребность в их скорой и качественной подготовке. Большое количество новых, а также значительная часть уже трудившихся на заводе долгие годы  работников, нуждались в жилье или в улучшении уже имевшихся жилищных условий – эта вторая, не менее важная проблема, которую предстояло решить. Также стоит выделить проблему обеспечения жителей автозаводского района, абсолютное большинство которых составляли работники ГАЗа, качественным медицинским обслуживанием и необходимой социальной инфраструктурой.

         Вся страна начала оправляться от тяжелых последствий перестроечного времени и «лихих» девяностых, когда все сферы нашей общественной жизни переживали глубокий упадок, а в особенности промышленность, неотъемлемой частью которой является и ГАЗ. Сейчас завод постепенно начинает подниматься с колен, но проблемы спустя полвека остались все те же и их нужно как-то решать. Колоссальный опыт прошлых лет должен нам в этом помочь, причем в его применении мы можем не ограничивать себя только одним конкретным автозаводом.

         Прежде всего, хотелось бы охарактеризовать всю систему профессиональной подготовки кадров на Горьковском автозаводе. Она была представлена школами рабочей молодежи, ремесленными училищами (ПТУ), автомеханическим техникумом, вечерним отделением Горьковского политехнического института и обеспечивала преемственность учебного процесса. Большая работа проводилась отделом подготовки и повышения квалификации кадров завода (на предприятии действовали курсы повышения квалификации, коммунистического труда, вторых профессий и другие).

         Как и ранее в 50-х – начале 60-х годов одним из основных способов подготовки кадров на Горьковском автомобильном заводе была подготовка кадров на производстве. Коллектив завода считал своей прямой обязанностью делиться накопленным опытом с вновь прибывшими на производство. Подобная инициатива почти всегда поддерживалась руководством завода. Сотни автозаводцев переходили с передовых участков на отстающие. Основной задачей их являлась передача накопленного опыта и обучение молодежи, а также укрепление трудовой и производственной дисциплины. Немаловажную роль играла и задача пробуждения в людях тяги к знаниям, вовлечение их в техническую учебу, формирование навыков правильной расстановки сил и многое другое.

         В 1962 году на заводе был организован институт повы­шения квалификации инженерно-технических работни­ков на общественных началах. Целью института яв­лялось изучение инженерно-техническими работниками новейших достижений науки, техники, экономики, опы­та организации и управления производством, как своего завода, так и других предприятий страны.

         Институт имел три факультета: экономики и орга­низации производства; автомобилестроения (с двумя отделениями — технологии машиностроения и конструк­ции автомобиля); радиоэлектроники со специальностя­ми: радиоэлектроника и применение математических методов и электронно-вычислительной техники в произ­водстве. Программа на каждом факультете была рассчитана на 240 часов с обучением в течение двух лет.

         Стоит отметить, что данная система подготовки кадров приносила вполне весомые результаты. Так, если в 1932 году неквалифицированные и малоквалифицированные кадры составляли в заводских цехах 80% от общего числа рабочих, то к началу 1950-х годов тенденция изменилась: 80% работающих уже имели четвертый разряд и выше. На 1964 год свыше 64% инженерно-технических ра­ботников являлись дипломированными специалистами.

         К началу 1950-х годов на Автозаводе со всей очевидностью обозначился жилищный кризис. В среднем на одного человека приходилось 4,6 кв.м. жилья. В 1953 году 57% населения района проживало в бараках и «щитках». Построенное в 30-е годы временное жилье спустя несколько десятилетий значительно обветшало и по большей части пришло в негодность, превращая жизнь людей в постоянные страданья. Жилищный вопрос требовал немедленного решения — надо было выселять людей из бараков. Основной жилищный фонд района был введен в экс­плуатацию еще до войны. На           1 января 1953 года его качество выглядело следующим образом: кирпичные дома составляли 43,2%, рубленые - 5,8%, щитковые - 20,2%, бараки - 30,8%.

         Вторая половина 50 - середина 60-х годов ознаменовалась грандиозными темпами строительства в Автозаводском районе. В этот период власть уделяла пристальное внимание строительству и улучшению жилищного положения населения. Количество ежегодно вводи­мого в эксплуатацию жилья по сравнению с началом 50-х годов увели­чилось в 5-9 раз. В пиковые годы строительства  на одного жителя района приходилось 0,6 кв.м. сданной жилой пло­щади. В 1955 году по инициативе работников прессового корпуса вместо ремонта нескольких ветхих бараков их снесли и восстановили со стенами из шлакоблока. Таким образом, появился новый метод жилищного строительства второй половины 1950-х годов, который назывался «народная стройка», вскоре получивший популярность далеко за пределами Автозавода.

         Сфера здравоохранения в рассматриваемый период времени также являлась весьма проблемной, так как, несмотря на все усилия руководства завода и района, в ней по прежнему сохранялась значительная социальная напряженность. Но все же, стоит отметить, что сделано было не мало. На начало 60-х годов на страже здоровья автозаводцев стоял уже весьма большой коллектив медицинских работников.

            В районе действовало 11 поликлиник, 2 диспансера, 8 больниц на 1450 коек, 2 родильных дома и ночной санаторий. Учреждения здравоохранения были оборудованы весьма современной техникой, а врачи и медицинские сестры, которые в них работали, глубоко любили свое дело.

         Значительное внимание уделялось спортивному воспитанию и досугу работников завода и их семей. Занятия спортом благотворно влияли на здоровье и физическое состояние автозаводцев. На начало 60-х годов в районе действовало 4 стадиона, 52 спортивных площадки, а на Горьковском водохранилище функционировал туристический лагерь.

В рассматриваемый хронологический период была сформирована целостная вертикальная структура по подготовки кадров для Горьковского автомобильного завода. Продолжала развиваться и функционировать система трудовых резервов, которая со второй половины 1959 года была преобразована в систему профессионально-техни­ческого образования. Система профессиональной подготовки кадров, будучи представленной широким спектром различных учебных заведений, позволяла готовить высококвалифицированных специалистов всех уровней и профилей, необходимых для обеспечения завода кадрами. Большую роль также играла и подготовка кадров на производстве. Но, не смотря на то, что «кадровый голод» постепенно преодолевался, в системе подготовки кадров для автозавода в рассматриваемый хронологический период оставалось еще достаточно большое количество проблем. Так, остро стоял вопрос о качестве подготовки выпускников различными учебными заведениями. Низкий культурный и профессиональный уровень отдельных работников предприятия зачастую приводил к тому, что они халатно и безответственно подходили к проблеме обучения и воспитания молодежи прибывшей на предприятие.

         Решалась и жилищная проблема. Для обеспечения рабочих жильем ударными темпами в эксплуатацию вводились тысячи новых квадратных метров. Был успешно введен новый для тех времен метод «народной стройки». Суть его заключалась в том, то рабочие могли объединяться по месту работы, при предприятиях жилищно-строительные коллективы индивидуальных застройщиков для совместного строительства своими силами на началах трудовой взаимопомощи многоквартирных жилых домов по типовым проектам с сохранением прав личной собственности одного застройщика на одну квартиру. Данные мероприятия помогли значительно сократить очереди автозаводцев на получение жилья. Была снижена социальная напряженность в трудовом коллективе, что в значительной степени способствовало росту производительности труда на предприятии. Но в полной мере проблема не была решена, часть семей автозаводцев продолжала жить в бараках и «щитках».

         Рос уровень обеспеченности населения района медицинскими услугами. Строились новые больницы и поликлиники. Учреждения здравоохранения были оборудованы весьма современной техникой, а врачи и медицинские сестры, которые в них работали, глубоко любили свое дело. Шла активная популяризация здорового образа жизни, развивался спорт.

         Однозначно можно сделать вывод, что меры, которые принимались руководством автозавода, в целом, были весьма значительны и эффективны. Они в достаточно полном объеме решали накопившиеся проблемы в социальной сфере и выполняли поставленные задачи того времени.

 

Залугин Дмитрий

 

Поделиться с друзьями:
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?

Регистрация


Логин:*
Пароль:*
Повтор:*
Эл. почта:*
ФИО:*
Адрес:*
Телефон:
* — обязательные для заполнения поля