.
Задать
вопрос

Следующая станция - "Стрелка"

Новости -Актуальное интервью -21 ноября 2014

В 2018 году в Нижнем Новгороде появится новая станция метро с символичным для нижегородцев названием «Стрелка». Она будет располагаться на одноименно известной территории в шаговой доступности от стадиона, который будет построен в нашем городе к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Перед «Стрелкой» стоят важные задачи, она должна обеспечить быструю и комфортную доставку болельщиков с Московского вокзала и других районов города до места проведения соревнований. Обо всех перипетиях проектирования и строительства станции метро «Стрелка» знает не понаслышке генеральный директор МКУ «ГУММиД», депутат городской Думы Юрий Гаранин.

 

От задумки до проекта

- Юрий Анатольевич, как проходили проектные работы? Основные сложности при проектировании станции метро «Стрелка»?

- На самом деле станция метро «Стрелка» прошла достаточно трудный путь.  Решение по ней принималось сложно. Стадион к ЧМ сначала хотели построить в Щербинках. Время шло, и мы параллельно разрабатывали проекты до стации метро «Оперный театр» и станция метро «Сенная». Когда было принято решение о строительстве стадиона на «Стрелке», приступили к проектированию. Это было 2 года назад. Конкурс на проектирование выиграла компания «Нижегородметропроект». Проект  - достаточно сложный. Во-первых, определенный участок идет вдоль реки. И хотя водной глади мы не касаемся, требования экологов и рыбозащиты  оказались очень серьезными. Нам пришлось их учитывать.

Во-вторых, необходимо было предусмотреть проектные решения, которые позволили бы в будущем построить станцию метро «Ярмарка», не останавливая движения поездов. «Ярмарка» была запланирована в программе развития метрополитена на ближайшие 25 лет. В настоящее время ее строительство отложили на неопределённый срок. Эти решения были также разработаны.

В-третьих, были выполнены предпроектные проработки  подходов к Канавинскому мосту, как левобережные, так и правобережные. С левобережными подходами наша трасса метро пересекается, поэтому мы разрабатывали проект, который позволили бы в будущем построить нам двухъярусную автомобильную развязку на Канавинский мост. В связи с этим проектант принял решение, хотя метро у нас считается неглубокого заложения, уйти на максимальную глубину до 36 м. Хотя стандартная глубина для этой трассы - 12 м.

Также предъявлялись серьезные требования по решению экологических вопросов в районе Мещерского озера, поскольку метро будет проходить практически в охранной зоне. Все эти моменты, безусловно, наложили свой отпечаток на проектирование  всей Сормовско-Мещерской линии метро, поскольку после ЧМ по футболу ее нужно будет продлять до станции метро «Волга». Поэтому проект был общий. И он полностью сейчас разработан и находится в экспертизе.

- Когда начнутся непосредственно строительные работы по станции метро «Стрелка»?

- На сегодняшний день проект находится на Госэкспертизе в Москве. По первой технической части проекта мы получили положительное заключение и сейчас проходим проверку достоверности сметной стоимости и технологического аудита. Сроки строительства очень сжатые. Уже в марте 2015 года мы планируем выйти на строительную площадку с щитовой проходкой. Подготовительные работы идут сейчас и на строительной площадке. Там уже стоят ограждения, и выполняется вынос сетей из зоны строительства. Сейчас подводим итоги конкурса на электроснабжение, что важно  для строительства и для будущей эксплуатации метро. Необходимо довести туда большие мощности, порядка 5 МВт. В связи со строительством станции компания «МРСК Центра и Приволжья» была вынуждена запустить электроподстанцию «Стрелка»  раньше намеченных сроков. Спасибо им, они свою задачу выполнили. Электроподстанция «Стрелка» готова дать электроэнергию нам на метро. Сейчас мы строим линии электропередач.  

Учитывая сжатые сроки, т.к. в первом квартале 2018 года поезда уже должны пойти, было принято решение идти параллельно двумя проходческими щитами. Если до «Горьковской» мы шли последовательно – щит ушел, прошел, его вернули назад, и он опять пошел. То здесь двумя щитами, потому что время на последовательную работу не остается. Сейчас рассматривается вопрос, откуда пойдут проходческие щиты, со станции метро «Московская» или со станции метро «Стрелка». Это связано с рядом геологических условий, которые будут разработаны в рамках рабочей документации и решение будет принято до февраля 2015 года.

- Какой будет новая станция метро? Расскажите об основных технических характеристиках «Стрелки»?

- На станции метро «Стрелка»  будет преобладать спортивная тематика, посвящённая ЧМ по футболу. На этом направлении работает тот же самый архитектор, который проектировал станцию метро «Горьковская». Первые предпроектные проработки дизайна станции уже существуют. Они будут утверждаться на градостроительном совете, и только после этого будет разработан окончательный вариант. Конструктивно станция «Стрелка» будет «двухпролетной» с колоннами посередине. При архитектурном оформлении планируется использовать мрамор, гранит, керамогранит, будут установлены светодиодные светильники.

Станция без эскалатора, поскольку «Стрелка» - станция мелкого заложения и необходимости по нормативам нет. Для маломобильных граждан будут установлены электроподъемники, для слабовидящих - контрастные полосы и тактильные средства на платформе. 

Что касается технических характеристик, то длина перегонных тоннелей порядка 2 км 100 м. Внутренний диаметр тоннеля - 5,4м, наружный - 5,9м. Диаметр тоннелей предусматривает собой, в том числе, и эвакуационные пути выходов для пассажиров. Это требование появилось не так давно. Впервые мы столкнулись с ним, когда строили станцию метро «Горьковская». Тогда мы должны были дорабатывать проект по этим нормативам, сейчас все это уже заложено в проекте.

Также приняты серьезные меры антитеррористической защиты объекта: комнаты досмотра пассажиров, рамки, видеонаблюдение, системы локализации радиоволн от мобильных телефонов и т.д. Все необходимые системы будут там задействованы.

- Пропускная способность «Стрелки» уже подсчитана?

- Если сравнивать со станцией метро «Горьковская», то у нас с расчётные данные по увеличению пассажиропотока составляли до 70%. На практике, через два года эксплуатации станции оказалось, что пассажиропоток возрос в два раза. С пуском «Стрелки» пассажиропоток планируется увеличить до 30%. В рабочем режиме это от 8 тыс. – 12 тыс. человек в сутки. В режиме ЧМ по футболу пассажиропоток станции «Стрелка» может составить 25 тыс. – 30 тыс. человек в сутки.

- Где территориально будет находиться станция?

- Станция метро «Стрелка» будет располагаться в шаговой доступности от нового стадиона. Из нее будет 4 выхода. Они очень удобны для пассажиров – два в районе магазина «Метро», ближний к магазину «Метро», и два выхода с другой стороны станции. В проект также включен подземный пешеходный переход от станции метро «Стрелка» до Мещерского бульвара с противоположной стороны от автодороги, чтобы люди могли из микрорайона добираться до своих жилых домов. Так как этот пешеходный переход получается достаточно длинным, практически от Мещерского озера, от магазина «Метро» до жилых кварталов, то там будут предусмотрены траволаторы – бегущие дорожки. У нас в Нижнем Новгороде пока таких нет. 

- В зону строительства станции попадают многочисленные здания и сооружения, что будет с ними?

- Разработаны серьезные мероприятия по укреплению зданий и сооружений, которые находятся в зоне проходки тоннеля. Несмотря на то, что трасса не такая уж и длинная,  всего лишь 2 км с небольшим, на эти цели предусмотрено более 1,5 млрд. рублей.  Почему это так? Метро мелкого заложения, и для того, чтобы исключить любое влияние на постройки, будет  применены серьезные технические мероприятия. Это и усиление фундаментов, если необходимо, и создание дополнительных фундаментов. В частности в районе Канавинского моста и зоны, где было ГАИ, там будут установлены буронабивные сваи.  

- Стоимость проекта станция метро «Стрелка»?  

- Объект – продление линии метрополитена от станции «Московская» до станции «Стрелка» вошел в федеральную программу подготовки к ЧМ по футболу-2018. Поэтому здесь будут участвовать как федеральные, так и региональные (областные и городские) средства. С федерацией по нормативным документам метро будет строиться 50% на 50%. Общая стоимость проекта, с которой мы вышли на общественные слушания, 14 млрд. рублей.

- Расскажите о судьбе станции метро «Волга»?

Она будет однозначно строиться после проведения ЧМ, после 2018 года. Если мы говорим о Волге, там тоже применено достаточно интересное техническое решение. Когда мы еще только начинали проектирование, были планы построить в Борской пойме «Глобал сити» или, как его еще называли, город будущего. Поэтому в проекте мы предусмотрели необходимые технические решения, позволяющие в будущем  со станции метро «Волга» проложить линию метро под р. Волгой в этот новый город.

- Юрий Анатольевич, какой проект для вас оказался более сложным - станция метро «Горьковская» или станция метро «Стрелка»?

- До станции «Горьковская» мы очень долго не строили метро, ушли многие люди, которые строили в свое время метро в заречной части города, сменились поколения. У заказчика и у подрядной организации не было необходимого опыта. Так что на «Горьковской» мы набирались опыта. Пришлось работать в сложных условиях: там уклон был практически максимальный, надо было подняться в гору. Добавили работы и плывуны, которые появились в нагорной части города. Вобщем, колоссальный опыт получили и строители и заказчики. Так что сегодня «Стрелка» ни у кого особых волнений не вызывает. За исключением одного, очень мало времени. Станцию «Горьковскую» мы строили 4 с небольшим года, на «Стрелку» у нас всего 3 года. Сроки очень жёсткие, но к работе мы готовы! 

Интервью подготовила Екатерина Нуждина

строительство

Поделиться с друзьями:
Логин:
Пароль:
Забыли пароль?

Регистрация


Логин:*
Пароль:*
Повтор:*
Эл. почта:*
ФИО:*
Адрес:*
Телефон:
* — обязательные для заполнения поля